Храм Святой и Живоначальной Троицы

Благодать на руинах

Объект: Церковь Живоначальной Троицы

Расположение: с.Бисерово, Раменский район

Историческое название местности: Московская губерния, Бронницкий уезд, с. Бисерово

Координаты: 55.398249°N   38.285734°E

Дата строительства: 1577, 1776, 1907

Стиль: псевдорусский, эклектика

Архитектор: Д.Е.Виноградов

Настоятель: иерей А.Авдокушин

Оказавшись на территории полуразрушенной церкви в селе Бисерово, мы увидели потемневшее и осыпавшееся от тяжких испытаний времени и советской системы здание. Красный кирпич помутнел и в некоторых местах покрылся плесенью, несколько колонн ждут своей очереди для установления на них куполов. Храм восстанавливается усилиями, как это принято издавна, всего мира. Главное – начало положено, и основным этапом этого важного дела стало назначение в храм настоятелем о.Алексия Авдокушина, под руководством которого и проходят восстановительные работы.

Словарь

Клир — духовенство, как особое сословие Церкви, отличное от мирян. В синодальную эпоху в России под «клириками» часто разумели причетников, то есть церковнослужителей данного прихода.

Фронтон – завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Эклектика – соединение разнородных художественных элементов, имеющее место в период упадка искусства.

Село Бисерово в ХV-ХVI веках принадлежало московским митрополитам. Село получило название по имени боярина Бисера, который в начале XV века завещал митрополиту Фотию свои земли. В летописи, датированной 1421 годом, сказано, что митрополит Фотий жил в своем селе Бисеровском Брашевской волости Коломенского уезда. После смерти митрополита село пожаловано Богоявленскому монастырю в Москве, а после 1764 г. перешло под управление Государственной коллегии экономии.

В писцовых книгах 1577 г. есть указание, что в митрополичьем селе Бисерово построена «клецки» (то есть клетью, как изба-клеть) деревянная церковь. Спустя два века в 1766 году на средства прихожан сооружена новая трехпрестольная деревянная церковь Святой Троицы с деревянной колокольней, возведенной чуть позже — в 1872 г. Новая колокольня, построенная по проекту 1901 года, была также деревянной, а нижний ее ярус был каменным.

Храм был обшит досками, в нем расширили окна, над южным и северным фасадами трапезной появились фронтоны, а над алтарем – небольшая главка. Три престола было у этого нового деревянного храма на каменном фундаменте: престол в холодном приделе в честь Живоначальной Троицы, а в теплых приделах – в честь преподобного Сергия Радонежского на южной стороне и в северном – во имя мученицы Параскевы Пятницы.

В 1905 году от неисправности дымоходов в храме произошел пожар, здание сгорело.

В марте 1907 г. от священнослужителей, церковного старосты и прихожан Троицкой церкви на имя митрополита Московского и Коломенского Владимира было послано следующее прошение: «Вместо сгоревшего в 1905 г. в нашем селе деревянного храма у нас имеется временный деревянный молитвенный дом. В настоящее время нам желательно на месте сгоревшего построить новый, однопрестольный каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы, на наличную свободную церковную сумму 400 рублей, имеющиеся в виду пожертвования благотворителей, а также наших прихожан. При сем прилагаем план, смету и приговор прихожан». Прошение подписали священник Михаил Басов, псаломщик Алексей Смирнов, церковный староста Салтыков.

На сходе прихожане взяли на себя обязательство ежегодно в течение 3-х лет жертвовать на строительство храма по 50 копеек с каждого лица мужского пола и на своих подводах бесплатно доставлять строительный материал. Поначалу, в связи с нехваткой средств, строительный отдел и Духовная консистория решили приостановить строительство, однако после нового донесения благочинного, сообщавшего, что у клира и прихожан храма с.Бисерово уже имеется в значительном количестве строительный материал — 65000 штук кирпича, 15 кубических сажен бута, растворено 750 пудов извести и привезен песок, а также прилагалась и настоятельная просьба местного священника и прихожан о незамедлительном начале строительства, разрешение сверху поступило. В 1910-х гг. появился проект, но ныне существующий каменный храм в с.Бисерово или выполнен по другому проекту, или с большими отступлениями от него, так как некоторые черты здания отличаются от первонального плана. Кроме того, колокольня так и не была возведена.

Наблюдение за ходом работ и ответственность за их качество взял на себя архитектор Дмитрий Евгеньевич Виноградов, работавший в Бронницком и Коломенском уездах, в частности в 1906 г. он пристраивал придел к церкви с. Софьино. В связи с особым трепетом прихожан по отношению к строительству своего сельского храма архитектору даже пришлось дать письменное обязательство, что он выполнит работу добросоветно: «1907 г. июня 23 дня я нижеподписавшийся классный художник архитектуры Дмитрий Евгеньевич Виноградов дал подписку эту, Комиссии по постройке нового каменного однопрестольного храма в селе Бисерове Московской губернии Бронницкого уезда, в том, что имею право производить постройки по диплому выданному из Московского училища Живописи, Ваяния и Зодчества, от 25 февраля 1886 года за № 671, и принимая на себя надзор и руководство по работам постройки нового храма в с. Бисерово, разрешенного по Указу, выданному из Московской Духовной консистории от 5 июня 1907 г., буду ответствовать за прочность и правильность работ, и своевременно сообщать Строительному отделению при Московском губернском правлении, как о начатии работ, так и об окончании в черне здания».

Но совсем мало лет довелось стоять новопостроенному храму в Бисерово. Наступила революция и тотальный разгром объектов культа. В сводках об изъятии церковных ценностей в Московской губернии в 20-х гг. ХХ века говорится: «Священник села Бисерово Вохринской волости Сокольский 29/III на собрании верующих высказался с призывом не отдавать ценности из церкви, и если соввласть захочет изъять ценности силой, умереть за святую церковь и не допустить ее позора. Собрание верующих к речи священника отнеслось сочувственно». В 1933 г. священника храма Святой Троицы расстреляли, а церковь, где сохранились иконостас и утварь, стояла закрытой, в 1955 г. из нее сделали склад. По рассказам местных жителей, в храме хранили зерно и картофель.

 

День Святой Троицы

День Святой Троицы, или Пятидесятница – один из самых близких русским людям христианских праздников. Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи, отсюда и название – Пятидесятница. К этому времени окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают березовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день – зеленый. Это – символ обновления, символ начала. Ведь в этот день родилась наша Церковь.

В этот день почти две тысячи лет назад апостолы сидели в горнице (верхней комнате) одного из иерусалимских домов на горе Сион. Чей это был дом – неизвестно. Но именно ему суждено было стать первым христианским храмом. Ведь в Сионской горнице Христос дважды являлся Своим ученикам после Своего Воскресения, там Он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив таким образом первую литургию. В Сионской же горнице на апостолов и Деву Марию сошел Святой Дух – и произошло это на пятидесятый день после Воскресения Христа и на десятый – после Его Вознесения на Небо.

«Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния святых апостолов 2:2-4). Таким образом, в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название – Праздник Святой Троицы.

Бог Отец сотворил мир и послал Своего Сына, Иисуса Христа, на землю, чтобы показать людям путь к спасению, а Бог Святой Дух снизошел на апостолов, а через них – на каждого из нас, чтобы быть рядом с людьми. Сообщество людей, в котором присутствует Святой Дух, и называется Церковью. Получив от Самого Бога дар пророчествовать, исцелять, а главное – нести людям Истину, апостолы разошлись по миру и проповедовали в самых дальних его уголках. Апостолов казнили (только один из двенадцати апостолов, Иоанн, умер своей смертью), враги ничего ен могли сделать против тех, с кем всегда присутствует Святой Дух. Поколения людей, правители, и даже целые государства исчезают с лица земли, а Церковь существует уже почти две тысячи лет. Начавшись когда-то с той самой маленькой кучки людей в горнице на горе Сион в Иерусалиме.

Ведущая рубрики: Ольга Гарина-Покровская

Фото: Дмитрия Юханова, из архива о.Алексия

просмотров: (344)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели